Политехнический словарь-справочник

                 К полному списку слов на букву Д

         Предыдущая страница                    Следующая страница

А   Б   В   Г   Д   Е Ё   Ж   З   И Й   К   Л   М   Н   О
П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я

 
Двигатель  * 
 
Двигатель авиационный  * 
 
Двигатель авиационный подъёмный  * 
 
Двигатель автомобильный  * 
 
Двигатель атомный  * 
 
Двигатель бензиновый  * 
 
Двигатель Ванкеля  * 
 
Двигатель верньерный  * 
 
Двигатель винтовентиляторный  * 
 
Двигатель вихрекамерный  * 
 
Двигатель внутреннего сгорания  * 
 
Двигатель внутреннего сгорания комбинированный  * 
 
Двигатель внутреннего сгорания поршневой  * 
 
Двигатель водородный  * 
 
Двигатель водостолбовой  * 
 
Двигатель воздушно-ракетный  * 
 
Двигатель воздушно-реактивный  * 
 
Двигатель воздушно-реактивный прямоточный  * 
 
Двигатель воздушно-реактивный прямоточный гиперзвуковой  * 
 
Двигатель воздушно-реактивный пульсирующий  * 
 
                                         

Двигатель,
мотор

- машина, преобразующая какой-либо вид энергии (тепловую, электрическую, потенциальную энергию сжатого газа и т. д.) в механическую работу.
 
На первой фотографии авиационный турбовальный двигатель ГТД-350, предназначенный для вертолёта МИ-2.
На второй фотографии автомобильный дизельный двигатель КамАЗ-740, устанавливаемый на грузовики Камского автозавода.
 
 
♦  Дви́гатель
♦  Мото́р
 
 
 
Двигатель - машина, преобразующая какой-либо вид энергии (тепловую, электрическую, потенциальную энергию сжатого газа и т. д.) в механическую работу.
 
 
Двигатель - машина, преобразующая какой-либо вид энергии в механическую работу.

Двигатель авиационный

- двигатель, предназначенный для приведения в движение летательного аппарата (самолёта, вертолёта, автожира, винтокрыла, дирижабля и т. д.) в воздушном пространстве.
 
На первой фотографии авиационный турбореактивный двухконтурный двухвальный двигатель с форсажной камерой РД-33, а на второй - авиационный поршневой звездообразный двигатель АШ-82.
 
 
♦  Дви́гатель авиацио́нный
 
 
Двигатель авиационный - двигатель, предназначенный для приведения в движение летательного аппарата (самолёта, вертолёта, автожира, винтокрыла, дирижабля и т. д.) в воздушном пространстве.
 
Двигатель авиационный - двигатель, предназначенный для приведения в движение летательного аппарата в воздушном пространстве.

Двигатель авиационный подъёмный

- название авиационного двигателя, создающего направленную вверх тягу для подъёма самолёта вертикального взлёта и посадки. Входит в составную силовую установку самолёта, включающую также маршевый или подъёмно-маршевый двигатель, и работает только на режимах взлёта, посадки и висения. Обычно в качестве подъёмных двигателей используют турбореактивные двигатели (ТРД) и двухконтурные турбореактивные двигатели (ДТРД) несколько упрощённой конструкции с небольшим межремонтным ресурсом работы.
 
На фотографиях многоцелевой самолёт вертикального взлёта и посадки Як-141 с двумя подъёмными двигателями РД-41 и одним подъёмно-маршевым Р79В-300.
 
 
♦  Дви́гатель авиацио́нный подъёмный
 
 
 
Двигатель авиационный подъёмный - название авиационного двигателя, создающего направленную вверх тягу для подъёма самолёта вертикального взлёта и посадки.
 
 
Двигатель авиационный подъёмный - название авиационного двигателя, создающего направленную вверх тягу для подъёма самолёта вертикального взлёта и посадки.

Двигатель автомобильный

- двигатель, предназначенный для приведения в движение автомобиля. Подавляющее большинство автомобильных двигателей являются поршневыми двигателями внутреннего сгорания. Постепенно растёт применение электрических двигателей.
 
 
♦  Дви́гатель автомоби́льный
 
Двигатель автомобильный - двигатель, предназначенный для приведения в движения автомобиля. Двигатель автомобильный - двигатель, предназначенный для приведения в движения автомобиля.

Двигатель атомный,
атомная силовая установка,
двигатель ядерный,
ядерная силовая установка

- двигатель (силовая установка), преобразующий атомную энергию в механическую. Используются атомные силовые установки на подводных лодках и надводных кораблях (ледоколы, авианосцы и т. д.). С 1950-х годов ведутся исследования по использованию атомной энергии в космонавтике, авиации и других видах транспорта.
 
На фотографиях ледокол "50 лет Победы" с атомной силовой установкой.
 
 
♦  Дви́гатель а́томный
♦  А́томная силова́я устано́вка
♦  Дви́гатель я́дерный
♦  Я́дерная силова́я устано́вка
 
 
 
 
 
Двигатель атомный - двигатель (силовая установка), преобразующий атомную энергию в механическую.
 
 
 
 
Двигатель атомный - двигатель (силовая установка), преобразующий атомную энергию в механическую.

Двигатель бензиновый

- поршневой двигатель внутреннего сгорания, в котором в качестве топлива используется бензин.
 
 
♦  Дви́гатель бензи́новый
 
Двигатель бензиновый - поршневой двигатель внутреннего сгорания, в котором в качестве топлива используется бензин. Двигатель бензиновый - поршневой двигатель внутреннего сгорания, в котором в качестве топлива используется бензин.

Двигатель Ванкеля,
двигатель роторно-поршневой

- название двигателя внутреннего сгорания, рабочие камеры которого образуются стенками цилиндра и вращающимся внутри цилиндра трёхгранным ротором (поршнем) с поверхностью, выполненной по специальной кривой - эпитрохоиде (возможны и другие формы ротора и цилиндра). Применяются роторно-поршневые двигатели на автомобилях, мотоциклах, лодках, мотопланерах и т. д., но широкого распространения не получили. Их основные недостатки - низкая экономичность и сложность изготовления.
 
 
♦  Дви́гатель Ва́нкеля
♦  Дви́гатель ро́торно-поршнево́й
 
 
 
Двигатель Ванкеля - название двигателя внутреннего сгорания, рабочие камеры которого образуются стенками цилиндра и 
	вращающимся внутри цилиндра, трёхгранным ротором (поршнем), с поверхностью, выполненнной по специальной кривой - эпитрохоиде (возможны и другие формы ротора и цилиндра).
 
 
Двигатель Ванкеля - название двигателя внутреннего сгорания, рабочие камеры которого образуются стенками цилиндра и 
	вращающимся внутри цилиндра, трёхгранным ротором (поршнем), с поверхностью, выполненнной по специальной кривой - эпитрохоиде (возможны и другие формы ротора и цилиндра).

Двигатель верньерный

- название ракетного двигателя малой тяги, служащего для управления и для корректировки направления и скорости полёта снаряда, ракеты или космического летательного аппарата.
 
 
♦  Дви́гатель вернье́рный
 
Двигатель верньерный - ракетный двигатель малой тяги, служащий для управления и для корректировки направления и скорости полёта снаряда, ракеты или космического летательного аппарата. Двигатель верньерный - ракетный двигатель малой тяги, служащий для управления и для корректировки направления и скорости полёта снаряда, ракеты или космического летательного аппарата.

Двигатель винтовентиляторный,
двигатель турбовинтовентиляторный

- турбовинтовой двигатель с винтовентилятором вместо обычного винта. Широко применяются аббревиатуры ВВлД и ТВВД.
 
 
♦  Дви́гатель винтовентиля́торный
♦  Дви́гатель турбовинтовентиля́торный
 
Двигатель винтовентиляторный - турбовинтовой двигатель с винтовентилятором вместо обычного винта. Двигатель турбовинтовентиляторный - турбовинтовой двигатель с винтовентилятором вместо обычного винта.

Двигатель вихрекамерный

- двигатель внутреннего сгорания (дизель), в камеру сжатия которого входит вихревая камера, в которой топливо перемешивается с воздухом интенсивным вихрем, образующимся при перетекании воздуха из надпоршневого пространства в вихревую камеру при ходе сжатия. Преимущества вихрекамерного двигателя - стабильное протекание процесса сгорания при изменении режима работы дизеля, низкая жёсткость работы, малая чувствительность к качеству топлива и низкая токсичность продуктов сгорания. Основной недостаток - повышенный удельный расход топлива.
 
 
♦  Дви́гатель вихрека́мерный
 
 
Двигатель вихрекамерный - двигатель внутреннего сгорания (дизель), в камеру сжатия которого входит вихревая камера, в которой топливо перемешивается с воздухом интенсивным вихрем, образующимся при перетекании воздуха 
	из надпоршневого пространства в вихревую камеру при ходе сжатия.
 
Двигатель вихрекамерный - двигатель внутреннего сгорания (дизель), в камеру сжатия которого входит вихревая камера, в которой топливо перемешивается с воздухом интенсивным вихрем, образующимся при перетекании 
	воздуха из надпоршневого пространства в вихревую камеру при ходе сжатия.

Двигатель внутреннего сгорания

- название теплового двигателя, в котором химическая энергия сгорающего внутри него топлива преобразуется в механическую работу. Широко применяется аббревиатура - ДВС. К двигателям внутреннего сгорания относятся поршневые, роторно-поршневые, газотурбинные, воздушно-реактивные и ракетные двигатели. Чаще всего термин "двигатель внутреннего сгорания" используют по отношению к поршневым двигателям. Как правило, круг обозначенных термином ДВС типов двигателей понятен из контекста или специально уточняется.
 
На первой фотографии 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель В-92 жидкостного охлаждения с турбонаддувом, предназначенный для танка Т-90.
На второй фотографии ракетный двигатель РД-180.
 
 
♦  Дви́гатель вну́треннего сгора́ния
 
 
 
Двигатель внутреннего сгорания - тепловой двигатель, в котором химическая энергия сгорающего внутри него топлива преобразуется в механическую работу.
 
 
Двигатель внутреннего сгорания - тепловой двигатель, в котором химическая энергия сгорающего внутри него топлива преобразуется в механическую работу.

Двигатель внутреннего сгорания комбинированный,
двигатель с турбонаддувом,
комбинированный ДВС

- поршневой двигатель внутреннего сгорания, работающий совместно с турбокомпрессором (турбонагнетателем), использующим энергию выхлопных газов и подающим в цилиндры двигателя сжатый воздух. Достоинствами комбинированных ДВС являются, как правило, более высокие по сравнению с обычными двигателями мощность, экономичность и высотность.
 
 
♦  Дви́гатель вну́треннего сгора́ния комбини́рованный
♦  Дви́гатель с турбонадду́вом
♦  Комбини́рованный ДВС
 
 
 
Двигатель внутреннего сгорания комбинированный - поршневой двигатель внутреннего сгорания, работающий 
	совместно с турбокомпрессором, использующим энергию выхлопных газов и подающим в цилиндры двигателя сжатый воздух.
 
 
Двигатель внутреннего сгорания комбинированный - поршневой двигатель внутреннего сгорания, работающий 
	совместно с турбокомпрессором, использующим энергию выхлопных газов и подающим в цилиндры двигателя сжатый воздух.

Двигатель внутреннего сгорания поршневой

- поршневой двигатель, преобразующий энергию газа, получаемого при сгорании внутри него топлива, в механическую работу. В настоящее время наиболее распространённый тип двигателей, особенно широко применяемый на транспорте (на автомобилях, мотоциклах, тракторах, судах, тепловозах и т. д.).
 
 
♦  Дви́гатель вну́треннего сгора́ния поршнево́й
 
Двигатель внутреннего сгорания поршневой - поршневой двигатель, преобразующий энергию газа, получаемого при сгорании внутри него топлива, в механическую работу. Двигатель внутреннего сгорания поршневой - поршневой двигатель, преобразующий энергию газа, получаемого при сгорании внутри него топлива, в механическую работу.

Двигатель водородный

- двигатель внутреннего сгорания, в котором в качестве топлива используется водород.
 
 
♦  Дви́гатель водоро́дный
 
Двигатель водородный - двигатель внутреннего сгорания, в котором в качестве топлива используется водород. Двигатель водородный - двигатель внутреннего сгорания, в котором в качестве топлива используется водород.

Двигатель водостолбовой

- гидравлический двигатель, использующий давление воды или какой-либо другой жидкости для перемещения поршня в цилиндре. Водостолбовые двигатели применяются для перемещения рабочих органов некоторых машин, поворота затворов в трубопроводах, подъёма щитов в гидротехнических сооружениях и т. д.
 
 
♦  Дви́гатель водостолбово́й
 
Двигатель водостолбовой - гидравлический двигатель, использующий давление воды или какой-либо другой жидкости для перемещения поршня в цилиндре.  

Двигатель воздушно-ракетный

- комбинированный реактивный двигатель, в котором одновременно осуществляются рабочие циклы ракетного и воздушно-реактивного двигателей. Двигатель, в котором сочетаются цикл прямоточного воздушно-реактивного двигателя и ракетного двигателя, называется ракетно-прямоточным, а турбореактивного двигателя и ракетного - ракетно-турбинным двигателем.
 
 
♦  Дви́гатель возду́шно-раке́тный
 
Двигатель воздушно-ракетный - комбинированный реактивный двигатель, в котором одновременно осуществляются рабочие циклы ракетного и воздушно-реактивного двигателей. Двигатель воздушно-ракетный - комбинированный реактивный двигатель, в котором одновременно осуществляются рабочие циклы ракетного и воздушно-реактивного двигателей.

Двигатель воздушно-реактивный

- тепловой реактивный двигатель, в котором основную массу рабочего тела в термодинамическом цикле составляет воздух и он же используется для создания реактивной тяги. Широко применяется аббревиатура ВРД. Термодинамический цикл воздушно-реактивного двигателя включает процессы сжатия воздуха, подвода теплоты и расширения нагретого газа. ВРД является двигателем прямой реакции и выполняет одновременно функции двигателя и движителя. При использовании в двигателе энергии сгорания химического горючего кислород атмосферного воздуха служит окислителем, и это обеспечивает высокую экономичность ВРД по сравнению с химическими ракетными двигателями. По способу сжатия воздуха, поступающего в камеру сгорания, воздушно-реактивные двигатели делятся на турбокомпрессорные (ТРД), прямоточные (ПВРД) и пульсирующие (ПуВРД). К ВРД относят также некоторые комбинированные двигатели (например, турбопрямоточные двигатели). Воздушно-реактивные двигатели используются в основном для привода в движение летательных аппаратов (самолётов, вертолётов, крылатых ракет и т. д.).
 
 
♦  Дви́гатель возду́шно-реакти́вный
 
 
 
Двигатель воздушно-реактивный - тепловой реактивный двигатель, в котором основную массу рабочего тела в термодинамическом цикле составляет воздух и он же используется для создания реактивной тяги.
 
 
Двигатель воздушно-реактивный - тепловой реактивный двигатель, в котором основную массу рабочего тела в термодинамическом цикле составляет воздух и он же используется для создания реактивной тяги.

Двигатель воздушно-реактивный прямоточный,
прямоточный ВРД

- бескомпрессорный ВРД (воздушно-реактивный двигатель), в котором сжатие воздуха происходит за счёт скоростного напора набегающего воздушного потока. Широко применяется аббревиатура ПВРД от термина "прямоточный воздушно-реактивный двигатель". В зависимости от расчётной скорости полёта прямоточные ВРД делятся на дозвуковые, сверхзвуковые (СПВРД) и гиперзвуковые (ГПВРД) прямоточные воздушно-реактивные двигатели. Без скоростного напора ПВРД работать не может. До сверхзвуковых скоростей при числах Маха менее 2 термический коэффициент полезного действия низок и ПВРД неэффективен. Поэтому прямоточные ВРД нашли применение только на беспилотных летательных аппаратах с большими сверхзвуковыми скоростями полёта, имеющих стартовые двигатели (наиболее часто твёрдотопливные ракетные двигатели). Для полёта на гиперзвуковых скоростях (М > 5) в качестве перспективных рассматриваются гиперзвуковые ПВРД, в которых сжигание топлива производится в частично заторможенном сверхзвуковом потоке.
 
 
♦  Дви́гатель возду́шно-реакти́вный прямото́чный
♦  Прямото́чный ВРД
 
 
 
 
Двигатель воздушно-реактивный прямоточный - бескомпрессорный ВРД, в котором сжатие воздуха происходит за счёт скоростного напора набегающего воздушного потока.
 
 
 
Двигатель воздушно-реактивный прямоточный - бескомпрессорный ВРД, в котором сжатие воздуха происходит за счёт скоростного напора набегающего воздушного потока.

Двигатель воздушно-реактивный
прямоточный гиперзвуковой,
гиперзвуковой прямоточный ВРД,
гиперзвуковой ПВРД

- прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД), предназначенный для полётов с гиперзвуковыми скоростями (М > 5). Широко применяется аббревиатура ГПВРД. В качестве перспективных рассматриваются гиперзвуковые ПВРД, в которых сжигание топлива производится в частично заторможенном сверхзвуковом потоке.
 
 
♦  Дви́гатель возду́шно-реакти́вный прямото́чный гиперзвуково́й
♦  Гиперзвуково́й прямото́чный ВРД
♦  Гиперзвуково́й ПВРД
 
 
 
Двигатель воздушно-реактивный прямоточный гиперзвуковой - прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД), предназначенный для полётов с гиперзвуковыми скоростями.
 
 
Двигатель воздушно-реактивный прямоточный гиперзвуковой - прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД), предназначенный для полётов с гиперзвуковыми скоростями.

Двигатель воздушно-реактивный пульсирующий,
пульсирующий ВРД

- бескомпрессорный ВРД (воздушно-реактивный двигатель) периодического действия, которое обеспечивается клапанным механизмом, отделяющим камеру сгорания от входного устройства. При сгорании топлива повышается давление в камере сгорания, клапаны закрыты. В конце процесса истечения газов из сопла давление уменьшается, клапаны открываются, и свежая порция воздуха поступает в двигатель. Пульсирующий воздушно-реактивный двигатель может развивать тягу на месте, в отличие от прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД). Широко используется аббревиатура ПуВРД от термина "пульсирующий воздушно-реактивный двигатель". Достоинствами ПуВРД являются простота конструкции и низкая стоимость, а недостатками высокая шумность и неэкономичность. Применяется в основном на беспилотных летательных аппаратах одноразового применения.
 
 
♦  Дви́гатель возду́шно-реакти́вный пульси́рующий
♦  Пульси́рующий ВРД
 
 
 
Двигатель воздушно-реактивный пульсирующий - бескомпрессорный ВРД периодического действия, которое обеспечивается клапанным механизмом, отделяющим камеру сгорания от входного устройства.
 
 
Двигатель воздушно-реактивный пульсирующий - бескомпрессорный ВРД периодического действия, которое обеспечивается клапанным механизмом, отделяющим камеру сгорания от входного устройства.
 
               Следующая страница
 
               Предыдущая страница
 

 
           На главную страницу           В начало страницы
 
 
А   Б   В   Г   Д   Е Ё   Ж   З   И Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я  
 

Valid XHTML 1.0 Transitional