Политехнический словарь-справочник |
||
Двигатель * Двигатель авиационный * Двигатель авиационный подъёмный * Двигатель автомобильный * Двигатель атомный * Двигатель бензиновый * Двигатель Ванкеля * Двигатель верньерный * Двигатель винтовентиляторный * Двигатель вихрекамерный * Двигатель внутреннего сгорания * Двигатель внутреннего сгорания комбинированный * Двигатель внутреннего сгорания поршневой * Двигатель водородный * Двигатель водостолбовой * Двигатель воздушно-ракетный * Двигатель воздушно-реактивный * Двигатель воздушно-реактивный прямоточный * Двигатель воздушно-реактивный прямоточный гиперзвуковой * Двигатель воздушно-реактивный пульсирующий * | ||
Двигатель,
- машина, преобразующая какой-либо вид энергии (тепловую, электрическую, потенциальную энергию сжатого газа и т. д.) в механическую работу.
|
![]() | ![]() |
Двигатель авиационный- двигатель, предназначенный для приведения в движение летательного аппарата (самолёта, вертолёта, автожира, винтокрыла, дирижабля и т. д.) в воздушном пространстве.На первой фотографии авиационный турбореактивный двухконтурный двухвальный двигатель с форсажной камерой РД-33, а на второй - авиационный поршневой звездообразный двигатель АШ-82. ♦ Дви́гатель авиацио́нный |
![]() | ![]() |
Двигатель авиационный подъёмный- название авиационного двигателя, создающего направленную вверх тягу для подъёма самолёта вертикального взлёта и посадки. Входит в составную силовую установку самолёта, включающую также маршевый или подъёмно-маршевый двигатель, и работает только на режимах взлёта, посадки и висения. Обычно в качестве подъёмных двигателей используют турбореактивные двигатели (ТРД) и двухконтурные турбореактивные двигатели (ДТРД) несколько упрощённой конструкции с небольшим межремонтным ресурсом работы.На фотографиях многоцелевой самолёт вертикального взлёта и посадки Як-141 с двумя подъёмными двигателями РД-41 и одним подъёмно-маршевым Р79В-300. ♦ Дви́гатель авиацио́нный подъёмный |
![]() | ![]() |
Двигатель автомобильный- двигатель, предназначенный для приведения в движение автомобиля. Подавляющее большинство автомобильных двигателей являются поршневыми двигателями внутреннего сгорания. Постепенно растёт применение электрических двигателей.♦ Дви́гатель автомоби́льный |
![]() | ![]() |
Двигатель атомный,
- двигатель (силовая установка), преобразующий атомную энергию в механическую. Используются атомные силовые установки на подводных лодках и надводных кораблях (ледоколы, авианосцы и т. д.).
С 1950-х годов ведутся исследования по использованию атомной энергии в космонавтике, авиации и других видах транспорта.
|
![]() | ![]() |
Двигатель бензиновый- поршневой двигатель внутреннего сгорания, в котором в качестве топлива используется бензин.♦ Дви́гатель бензи́новый |
![]() | ![]() |
Двигатель Ванкеля,
- название двигателя внутреннего сгорания, рабочие камеры которого образуются стенками цилиндра и вращающимся внутри цилиндра трёхгранным ротором (поршнем) с поверхностью, выполненной по специальной кривой - эпитрохоиде (возможны и другие формы ротора и цилиндра).
Применяются роторно-поршневые двигатели на автомобилях, мотоциклах, лодках, мотопланерах и т. д., но широкого распространения не получили. Их основные недостатки - низкая экономичность и сложность изготовления.
|
![]() | ![]() |
Двигатель верньерный- название ракетного двигателя малой тяги, служащего для управления и для корректировки направления и скорости полёта снаряда, ракеты или космического летательного аппарата.♦ Дви́гатель вернье́рный |
![]() | ![]() |
Двигатель винтовентиляторный,
- турбовинтовой двигатель с винтовентилятором вместо обычного винта. Широко применяются аббревиатуры ВВлД и ТВВД.
|
![]() | ![]() |
Двигатель вихрекамерный- двигатель внутреннего сгорания (дизель), в камеру сжатия которого входит вихревая камера, в которой топливо перемешивается с воздухом интенсивным вихрем, образующимся при перетекании воздуха из надпоршневого пространства в вихревую камеру при ходе сжатия. Преимущества вихрекамерного двигателя - стабильное протекание процесса сгорания при изменении режима работы дизеля, низкая жёсткость работы, малая чувствительность к качеству топлива и низкая токсичность продуктов сгорания. Основной недостаток - повышенный удельный расход топлива.♦ Дви́гатель вихрека́мерный |
![]() | ![]() |
Двигатель внутреннего сгорания- название теплового двигателя, в котором химическая энергия сгорающего внутри него топлива преобразуется в механическую работу. Широко применяется аббревиатура - ДВС. К двигателям внутреннего сгорания относятся поршневые, роторно-поршневые, газотурбинные, воздушно-реактивные и ракетные двигатели. Чаще всего термин "двигатель внутреннего сгорания" используют по отношению к поршневым двигателям. Как правило, круг обозначенных термином ДВС типов двигателей понятен из контекста или специально уточняется.На первой фотографии 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель В-92 жидкостного охлаждения с турбонаддувом, предназначенный для танка Т-90. На второй фотографии ракетный двигатель РД-180. ♦ Дви́гатель вну́треннего сгора́ния |
![]() | ![]() |
Двигатель внутреннего сгорания комбинированный,
- поршневой двигатель внутреннего сгорания, работающий совместно с турбокомпрессором (турбонагнетателем), использующим энергию выхлопных газов и подающим в цилиндры двигателя сжатый воздух.
Достоинствами комбинированных ДВС являются, как правило, более высокие по сравнению с обычными двигателями мощность, экономичность и высотность.
|
![]() | ![]() |
Двигатель внутреннего сгорания поршневой- поршневой двигатель, преобразующий энергию газа, получаемого при сгорании внутри него топлива, в механическую работу. В настоящее время наиболее распространённый тип двигателей, особенно широко применяемый на транспорте (на автомобилях, мотоциклах, тракторах, судах, тепловозах и т. д.).♦ Дви́гатель вну́треннего сгора́ния поршнево́й |
![]() | ![]() |
Двигатель водородный- двигатель внутреннего сгорания, в котором в качестве топлива используется водород.♦ Дви́гатель водоро́дный |
![]() | ![]() |
Двигатель водостолбовой- гидравлический двигатель, использующий давление воды или какой-либо другой жидкости для перемещения поршня в цилиндре. Водостолбовые двигатели применяются для перемещения рабочих органов некоторых машин, поворота затворов в трубопроводах, подъёма щитов в гидротехнических сооружениях и т. д.♦ Дви́гатель водостолбово́й |
![]() | |
Двигатель воздушно-ракетный- комбинированный реактивный двигатель, в котором одновременно осуществляются рабочие циклы ракетного и воздушно-реактивного двигателей. Двигатель, в котором сочетаются цикл прямоточного воздушно-реактивного двигателя и ракетного двигателя, называется ракетно-прямоточным, а турбореактивного двигателя и ракетного - ракетно-турбинным двигателем.♦ Дви́гатель возду́шно-раке́тный |
![]() | ![]() |
Двигатель воздушно-реактивный- тепловой реактивный двигатель, в котором основную массу рабочего тела в термодинамическом цикле составляет воздух и он же используется для создания реактивной тяги. Широко применяется аббревиатура ВРД. Термодинамический цикл воздушно-реактивного двигателя включает процессы сжатия воздуха, подвода теплоты и расширения нагретого газа. ВРД является двигателем прямой реакции и выполняет одновременно функции двигателя и движителя. При использовании в двигателе энергии сгорания химического горючего кислород атмосферного воздуха служит окислителем, и это обеспечивает высокую экономичность ВРД по сравнению с химическими ракетными двигателями. По способу сжатия воздуха, поступающего в камеру сгорания, воздушно-реактивные двигатели делятся на турбокомпрессорные (ТРД), прямоточные (ПВРД) и пульсирующие (ПуВРД). К ВРД относят также некоторые комбинированные двигатели (например, турбопрямоточные двигатели). Воздушно-реактивные двигатели используются в основном для привода в движение летательных аппаратов (самолётов, вертолётов, крылатых ракет и т. д.).♦ Дви́гатель возду́шно-реакти́вный |
![]() | ![]() |
Двигатель воздушно-реактивный прямоточный,
- бескомпрессорный ВРД (воздушно-реактивный двигатель), в котором сжатие воздуха происходит за счёт скоростного напора набегающего воздушного потока. Широко применяется аббревиатура ПВРД
от термина "прямоточный воздушно-реактивный двигатель". В зависимости от расчётной скорости полёта прямоточные ВРД делятся на дозвуковые, сверхзвуковые (СПВРД) и гиперзвуковые (ГПВРД)
прямоточные воздушно-реактивные двигатели. Без скоростного напора ПВРД работать не может. До сверхзвуковых скоростей при числах Маха менее 2 термический коэффициент полезного действия низок и
ПВРД неэффективен. Поэтому прямоточные ВРД нашли применение только на беспилотных летательных аппаратах с большими сверхзвуковыми скоростями полёта, имеющих стартовые двигатели
(наиболее часто твёрдотопливные ракетные двигатели). Для полёта на гиперзвуковых скоростях (М > 5) в качестве перспективных рассматриваются гиперзвуковые ПВРД, в которых сжигание
топлива производится в частично заторможенном сверхзвуковом потоке.
|
![]() | ![]() |
Двигатель воздушно-реактивный
- прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД), предназначенный для полётов с гиперзвуковыми скоростями (М > 5). Широко применяется аббревиатура ГПВРД. В качестве перспективных рассматриваются гиперзвуковые ПВРД, в которых сжигание топлива производится в частично заторможенном сверхзвуковом потоке.
|
![]() | ![]() |
Двигатель воздушно-реактивный пульсирующий,
- бескомпрессорный ВРД (воздушно-реактивный двигатель) периодического действия, которое обеспечивается клапанным механизмом, отделяющим камеру сгорания от входного устройства.
При сгорании топлива повышается давление в камере сгорания, клапаны закрыты. В конце процесса истечения газов из сопла давление уменьшается, клапаны открываются, и свежая порция
воздуха поступает в двигатель. Пульсирующий воздушно-реактивный двигатель может развивать тягу на месте, в отличие от прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД). Широко используется аббревиатура ПуВРД от термина
"пульсирующий воздушно-реактивный двигатель". Достоинствами ПуВРД являются простота конструкции и низкая стоимость, а недостатками высокая шумность и неэкономичность.
Применяется в основном на беспилотных летательных аппаратах одноразового применения.
|
![]() | ![]() |
Следующая страница Предыдущая страница | ||
|
||