Политехнический словарь-справочник |
||
Подшипник * Подшипник гидродинамический * Подшипник гидростатический * Подшипник игольчатый * Подшипник качения * Подшипник радиальный * Подшипник роликовый * Подшипник скольжения * Подшипник упорный * Подшипник шариковый * Подшипниковая сталь * Подшипниковый материал * | ||
Подшипник- опора для цапфы вала или оси, допускающая их вращение и воспринимающая нагрузки. По принципу работы различают подшипники скольжения и подшипники качения. В подшипниках скольжения цапфа вала скользит непосредственно по опорной поверхности, а в подшипниках качения между поверхностью вращающейся детали и поверхностью опоры расположены шарики или ролики. По направлению воспринимаемой нагрузки подшипники делят на радиальные, упорные и радиально-упорные. Опоры с упорными подшипниками и сами упорные подшипники часто называют подпятниками.♦ Подши́пник |
![]() | |
Подшипник гидродинамический- подшипник скольжения, поверхности которого имеют такую форму и расположены таким образом, что при относительном перемещении между ними создаётся масляный клин, препятствующий металлическому контактированию. Такой подшипник работает в режиме гидродинамической смазки и может эффективно использоваться только при сравнительно высоких скоростях вращения.♦ Гидродинами́ческий подши́пник |
![]() | ![]() |
Подшипник гидростатический- подшипник скольжения с масляным слоем между трущимися поверхностями, который создаётся путём подвода масла под давлением. При трогании с места коэффициент трения у гидростатического подшипника очень мал. Износ при правильной эксплуатации практически отсутствует. Такой подшипник работает в режиме гидростатической смазки и может эффективно использоваться при невысоких скоростях вращения. Гидростатические подшипники обычно применяются для установки ответственных медленно вращающихся валов сравнительно большого диаметра.♦ Подши́пник гидростати́ческий |
![]() | ![]() |
Подшипник игольчатый- разновидность роликового подшипника с тонкими и длинными роликами. Роликовый подшипник с цилиндрическими роликами считают игольчатым (по нормам ISO), если длина ролика не менее 2,5 диаметров ролика. Игольчатые подшипники имеет высокую грузоподъемность при малых размерах. Они имеют ограничения по частоте вращения и по надёжности. Не могут нести осевую нагрузку и поэтому необходимо предусматривать в опорном узле осевую фиксацию деталей.♦ Подши́пник иго́льчатый |
![]() | ![]() |
Подшипник качения- подшипник, в котором между поверхностью вращающейся детали и неподвижной поверхностью опоры расположены шарики или ролики. В зависимости от формы тел вращения подшипники качения делятся на шариковые и роликовые, а по направлению воспринимаемой нагрузки - на радиальные, упорные и радиально-упорные.♦ Подши́пник каче́ния |
![]() | |
Подшипник радиальный- подшипник, предназначенный для восприятия главным образом радиальных нагрузок. Различают радиальные подшипники скольжения и подшипники качения (шариковые и роликовые).♦ Подши́пник радиа́льный |
![]() | |
Подшипник роликовый,
- подшипник качения, у которого телами вращения являются цилиндрические, конические или бочкообразные ролики.
|
![]() | |
Подшипник скольжения- подшипник, в котором цапфа вала скользит непосредственно по опорной поверхности. Подшипники скольжения могут иметь цилиндрическую, коническую или шаровую форму опорной поверхности и работать в условиях сухого, смешанного, жидкостного или газодинамического трения. Разновидностями подшипников скольжения являются гидростатические, гидродинамические, газостатические, газодинамические и магнитные подшипники.♦ Подши́пник скольже́ния |
![]() | |
Подшипник упорный,
- подшипник, воспринимающий в основном осевые нагрузки. На упорный подшипник (подпятник) опирается концевая цапфа вала или оси, называемая пятой. Различают упорные подшипники скольжения и подшипники качения (шариковые и роликовые).
|
![]() | |
Подшипник шариковый,
- подшипник качения, в котором в качестве тел качения используются стальные шарики. По числу рядов тел качения шарикоподшипники делятся на однорядные, двухрядные и т. д.
По направлению воспринимаемой нагрузки - радиальные, радиально-упорные и упорные. По степени точности - упрощённые, нормальной точности, высокой точности, прецизионные и т. д.
Шариковые подшипники являются самым распространённым видом подшипников. Основная их часть выпускается на специализированных подшипниковых заводах.
|
![]() | |
Подшипниковая сталь,
- сталь, предназначенная для изготовления шариков, роликов и колец подшипников качения. Наиболее широко для изготовления шарикоподшипников и роликоподшипников применяют
высокоуглеродистые хромистые и хромомарганцевокремнистые стали. Маркируется подшипниковая сталь буквами ШХ и цифрами, показывающими содержание хрома в
десятых долях процента (ШХ4, ШХ15 и т. д.). Следующие после цифр буквы показывают наличие дополнительных легирующих элементов (ШХ15СГ, ШХ20СГ и т. д.).
|
![]() | |
Подшипниковый материал- антифрикционный материал, применяемый для изготовления вкладышей подшипников скольжения. Подшипниковые материалы обладают малым коэффициентом трения по металлической поверхности вала, обеспечивают малый износ трущихся поверхностей и выдерживают значительные удельные нагрузки. Металлические подшипниковые материалы - баббиты, бронзы, некоторые чугуны, а также пористые спечённые материалы, пропитываемые маслом в вакууме (самосмазывающиеся материалы). К неметаллическим подшипниковым материалам относятся некоторые пластмассы (текстолит, древесные слоистые пластики, полиамиды, фторопласты), материалы на основе древесины и углеграфитовые материалы. Иногда применяются комбинации различных материалов - пористые металлы, пропитанные пластмассой, пластмассы с графитом в качестве наполнителя и т. д.♦ Подши́пниковый материа́л |
![]() | |
Следующая страница Предыдущая страница | ||
|
||